В момент ставший легендарным фильм "Аватар” уже называют вторыми "Звездными войнами”. По сборам он уже обошел Титаник.
Режиссер Джеймс Кэмерон вынашивал идею эпического фантастического полотнища еще с 1995 года, но тогда у него не было необходимых технологий, чтобы устроить революцию в кино (а именно на это Кэмерон, без ложной скромности, нацеливался изначально).
Фантазия автора создала целый мир, где продумана каждая мелочь. «Такое ощущение, что Джеймс буквально побывал там», – делится впечатлениями главный дизайнер «Аватара» Рик Картер, который из головы режиссёра перенёс всё на экран. Кэмерону пришлось ждать возможности снять фильм несколько лет не только из-за финансовых трудностей.
«Многие идеи бродили в моей голове, ещё когда я был подростком, – говорит режиссёр. – Наброски, которые я в старших классах делал на последних страничках в тетрадках по математике, тоже в итоге попали в сценарий». Однако, когда после успеха «Титаника» любая студия была бы рада заполучить Кэмерона в качестве автора нового блокбастера, того не устраивали технические возможности.
Джеймс Кэмерон в мельчайших подробностях придумал мир планеты Пандора, а потом заставил землян его разрушать. Спецэффекты спецэффектами, а Кэмерон как никто умеет занимательно рассказывать истории. Когда в 1997 году на экраны выходил «Титаник», никто не верил в успех фильма с незамысловатым сюжетом для женской аудитории.
В итоге картина про тонущий корабль взяла 11 «Оскаров» и почти $2 млрд. в мировом прокате. «Перед «Титаником» все ставили против нас, и нам надо было тяжело работать, чтобы доказать, что они неправы. Теперь же все на нашей стороне, но нам нужно работать ещё усерднее, чтобы доказать, что они хотя бы частично правы», – говорит Кэмерон.
Результатом этой работы стала эпическая сага, которую особо остроумные кинокритики уже назвали смесью «Чужих» (к ним Кэмерон тоже приложил руку) и «Унесённых ветром». Однажды в далёком будущем земляне находят в космических закоулках планету Пандора. На ней имеется много ценных и дорогих ресурсов, а также местное население Нави – трёхметровые существа с голубой кожей, длинными хвостами и узорами на лицах.
Земляне засылают шпиона – морского пехотинца Джейка Салли (Уортингтон). ДНК парализованного военного пересаживают в аватар – искусственно выращенное тело Нави, и теперь он тоже трёхметровый, синего цвета и снова может ходить.
Джейк должен разузнать, какое у туземцев есть оружие, чтобы затем земные войска могли очистить планету. Но у землянина случается любовь с одной из Нави, и он решает помочь своим новым друзьям победить земные пушки и вертолёты с помощью луков и прирученных драконов.
«Этот сюжет повторялся в истории Южной Америки, Африки, Индии, да чего угодно. Но дело в том, что заставить персонажей бегать с пулемётами по нашим джунглям уже не очень политкорректно. Зато это можно организовать на другой планете», – раскрывает глубинный смысл своего фильма Кэмерон.
Главную роль играет актёр Сэм Уортингтон, но узнать его сложно: большую часть фильма он ходит с хвостом, синим лицом и жёлтыми глазами. Сэм Уортингтон играет Джейка Салли, парализованного ветерана морской пехоты, который обретает способность радоваться жизни и ходить, оказавшись в теле «Аватара», созданного в лаборатории подобия жителя планеты Пандора, из народа На’ви. Измучившись в парализованном человеческом теле, Джейк хочет поскорее начать ходить и бегать, оказавшись в здоровом теле своего Аватара. Аватар создавался для его брата-близнеца, но, когда того убили, Джейк занял его место.
Хотя настоящее лицо актрисы Зои Салдана осталось за кадром, ее героиня Неитири появляется на экране чаще всех. Она одна из На’ви, синекожих существ, которые живут в гармонии с природой.
На одну из ролей Кэмерон пригласил Сигурни Уивер, сыгравшую в «Чужих» лейтенанта Рипли. В «Аватаре» её героиню должны были звать доктор Шипли, но режиссёр решил, что это слишком.
Кэмерон лично изображал тех животных, отдалено похожих на птеродактилей, на которых летают обитатели планеты Пандора.
«В этом фильме собраны все мои жизненные достижения, – говорит Кэмерон. – Это самая сложная вещь, которую кто-либо когда-либо снимал». Режиссёр не преувеличивает. Во-первых, у него на площадке работала стереокамера: два объектива снимали синхронно, чтобы максимально приблизить итоговую картинку к тому, как обычно видит человек.
Во-вторых, актёры хоть и разыгрывали сцены на фоне пустых зелёных экранов, но куча датчиков, установленных по всей комнате, транслировали режиссёру на монитор всю 3D-графику в режиме реального времени. В других фильмах все спецэффекты дизайнеры дорисовывают уже после самих съёмок.
И наконец, не только режиссёр сразу видел, как будет выглядеть на экране придуманный им мир. Актёры работали с прикреплёнными к головам приборами, которые позволяли им видеть вокруг себя 3D-мир и взаимодействовать с ним. «В этой штуке ты вновь становишься пятилетним ребёнком. Мой племянник носится с ней на голове целый день, думает, что он робот, и верит всему, что в ней видит. Мне тоже нужно было просто поверить, что я нахожусь в том мире», – рассказывает о тонкостях съёмочного процесса Сэм Уортингтон, сыгравший в «Аватаре» главную роль.
«Для актёров это чистая игра. Им не нужно думать о том, что необходимо попасть во все метки, или о том, как лягут тени», – объясняет Кэмерон. Именно из-за подобных производственных моментов фильмы с обилием компьютерной графики часто выглядят ненатурально. Теперь же, уверен режиссёр, его лента откроет новую 3D-эру. В ней технологии будут служить вспомогательным инструментом для рассказа истории, а не её заменой, как это нередко происходит сегодня.